2021

Подвижные игры с речевым сопровождением.

Подвижные игры с речевым сопровождением являются одним из действенных средств развития движений детей.

«Гуси — лебеди» (Старшая группа)

Задачи:

Выбирается среди участников хозяин птиц и серый волк, остальные – это гуси-

лебеди. Уточним, что психологи предупреждают о конкуренции среди малышей,

ведь чаще всего все пожелают быть лидерами в игре, поэтому рекомендуется

провести жеребьевку и часто менять роли, чтобы каждый себя смог проявить.

«Гуси, гуси!»

«Га-га-га».

«Есть хотите?»

«Да-да-да».

А потом в диалоге народная игра «Гуси-лебеди» в детском саду имеет призыв,

состоящий из нескольких фраз:

Хозяин: «Ну летите же домой!»

Гуси: «Серый волк под горой, не пускает нас домой. Зубы точит, нас съесть

хочет».

Хозяин: «Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!»

После этих слов малыши должны добежать в дом с поляны и не быть

запятнанными волком.

«Кот и мыши» (Средняя группа)

Задачи: развивать двигательную активность

Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот

выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и

закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить

хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,

На печи дремлет кот.

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите,

Вот проснется Васька кот —

Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и

начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра

начинается сначала


«У медведя во бору» (Средняя группа)

Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в

беге, развивать внимание.


Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет

«медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога

медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с

того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит

детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится

водящим («медведем»).

«Горелки» (Подготовительная группа)

Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые

становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий,

который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо —

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз! Два! Три! Беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в

колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны,

другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова

взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары

до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий

с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь

будет водить.

"Два мороза" (Подготовительная группа)

Задачи: развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу,

упражняться в беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома,

обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки.

Инструктор выбирает двух человек, которые станут водящими. Они

располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к

детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу

инструктора «Начали!» оба Мороза произносят слова:

«Мы два брата молодые, два мороза удалые.

Я — Мороз Красный Нос.


Я — Мороз Синий Нос.

Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?»

Все играющие отвечают:

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!»

Перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются

их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз,

застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных

пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.


 "Хитрая лиса" (Старшая группа)

Задачи: развивать ловкость, быстроту, координацию.

Описание: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается

«Дом лисы».

Инструктонр просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу.

Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из

участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг,

попытаться определить, кто же является хитрой лисой.

Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом,

спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз,

хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит:

«Я здесь!».

Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-

нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!»

и игра начинается снова.

"Мышеловка" (Старшая группа)

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и

поднимают их выше. После этого оба хором говорят:

«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!

Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

Второй вариант слов:

«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!

Берегитесь же, плутовки!

Доберемся мы до вас!

Как поставим мышеловки,

Переловим всех мы вас!»

Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их

сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят


кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их

становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым

последним, является победителем.

«Угадай по голосу» (Подготовительная группа)

Задачи: развивать слуховое внимание; помогать детям лучше узнавать друг друга;

формировать умения сопоставлять, определять знакомые звуки,

идентифицировать их.

Дети берутся за руки и становятся в круг. Среди них выбирается один водящий.

Ему завязывают глаза и ставят в центр круга.

Все участники идут по кругу и произносят:

Убежал наш колобок,

Закатился он в лесок.

Кто его позвать бы мог?

Угадай, чей голосок.

После этих слов один из игроков зовет «Колобок!». Водящий должен угадать того,

кто это скажет. Если ответ ошибочный, то ему дается еще одна попытка. Если

получен правильный ответ, то говоривший игрок становится водящим.

«Пчелки и ласточка» (Старшая группа)

Задачи: развивать ловкость, быстроту.

Играющие — пчелы — летают по поляне и напевают:

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум.

Ласточка (ребенок, выбранный по считалке) ) сидит в своем гнезде и слушает

песенку.

По окончании песни ласточка говорит:

«Ласточка встанет, пчелку поймает».

С последними словами ласточка вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный

играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Правила игры: пчелы летают по всей площадке, гнездо ласточки находится на

возвышении.

«Стадо». (Подготовительная группа)

Играющие выбирают пастуха и волка, все остальные — овцы. Дом волка в

середине площадки, а у овец два дома на противоположных концах площадки.

Овцы громко зовут пастуха:


Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок! 


Травка мягкая,

Роса сладкая.

Гони стадо в поле.

Погулять на воле!


Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку.

По сигналу пастуха «Волк!» овцы бегут в дом — на противоположную сторону

площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк,

выходят из игры.

Правила

1. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они

вышли.

2. Волк овец не ловит, а салит рукой.

3. Пастух только заслоняет овец от волка, но не должен задерживать его рукой.

«Серый волк» - татарская народная игра. (Подготовительная группа)

Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк

прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве).

Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между

проведенными линиями 20—30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы,

ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):

— Вы, друзья, куда спешите?

— В лес дремучий мы идем

— Что вы делать там хотите?

— Там малины наберем

— Вам зачем малина, дети?

— Мы варенье приготовим

— Если волк в лесу вас встретит?

— Серый волк нас не догонит!

После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и

хором говорят:

— Соберу я ягоды, и сварю варенье,

— Милой моей бабушке будет угощенье

— Здесь малины много, всю и не собрать,

— А волков, медведей вовсе не видать!

После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк

гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать.

Пленников он уводит в логово — туда, где прятался сам.

Правила игры. Изображающему серого волка, нельзя выскакивать, а всем

игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить

убегающих можно только до черты дома.


«Мороз». (Подготовительная группа)

На площадке обозначаются 2 черты длиной 5-6м. Расстояние между ними

4-4,5м. По считалке выбирается водящий – «Мороз». Он располагается в своем

доме – начертанном на площадке круге. Дети встают за 1-ю черту, которая

находится на расстоянии 1,5-2м от дома «Мороза», и поворачиваются к нему

лицом. Педагог вместе с детьми произносит текст:

Ох, Мороз, Мороз, Мороз,

Мерзнут руки, мерзнет нос.

Нас, Мороз, не обижай!

Не пугай! Не угрожай!

Хватит по лесу трещать!

Тебе, Мороз, нас не догнать!

Дети убегают за 2-ю черту, «Мороз» старается их догнать. Настигнутый

«Морозом» ребенок должен остановиться, поднять руки в стороны, он –

«замороженный».


«Ключи» (Подготовительная группа).

Задачи: Развивать ловкость, учить ориентироваться в пространстве.

Играющие становятся в круги, начерченные в любом порядке или выложенные из

шнуров на расстоянии, не менее двух метров друг от друга. Выбирается водящий. Он

подходит к одному из игроков и спрашивает:

- «Где ключи?» Тот отвечает:

- Пойди к … (называет имя любого из детей) и постучи!

В это время дети стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять

свободный кружок во время перебежки. Если водящий долго не может занять кружок, он

кричит:

- «Нашел ключи!». Тогда все играющие меняются местами, оставшийся без места

становится водящим.


«Пузырь» (Младшая группа).

Задачи: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их

согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Описание. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, стоя

близко друг к другу. Воспитатель произносит:

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,

Оставайся такой да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет:

«Лопнул пузырь!», тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом:

«Хлоп!» Можно также предложить детям после слов: «Лопнул пузырь» двигаться к

центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук: «Ш-ш-ш» (воздух

выходит). Затем дети снова «надувают» пузырь – отходят назад, образуя большой круг.


«Зайцы и волк» (Средняя группа).

Задачи: приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять  прыжки и другие

действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё

место.

Описание. Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за кустом,

находится «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По

сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья.

«Волк» пытается их догнать. В игре можно использовать стихотворный текст:

Зайки скачут: скок, скок, скок –

На зелёный на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идёт ли волк?

Дети выполняют движения по тексту. С окончанием текста появляется «волк» и начинает

ловить «зайцев». Первое время роль «волка» выполняет воспитатель.

«Вороны и собачка» (Младшая группа).

Задачи: научить детей подражать движениям и звукам птиц, двигаться, не мешая друг

другу.

Выбирается «собачка», остальные дети - «вороны».

Возле ёлочки зелёной                                         Дети прыгают,

Скачут, каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!»    изображая                                                          

         

                                                                             ворону.

Тут собачка прибежала                                      Дети убегают от

И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!»           «собачки».

Игра повторяется 2-3 раза.


«Затейники» - игра малой подвижности (Старшая группа)

Задачи: Учить детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей,

развивать находчивость, фантазию. 

Ход игры. 


Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он

находится в середине круга. Дети идут по указанию воспитателя вправо или влево под

следующий текст: 

Ровным кругом, друг за другом 

Мы идем за шагом шаг. 

Стой на месте, дружно вместе 

Сделаем… вот так. 

По окончании текста дети становятся на расстоянии вытянутых рук. 

Затейник показывает какое-нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его.

Затем воспитатель сменяет затейника или затейник выбирает кого-нибудь вместо себя, и

игра продолжается. Каждый затейник сам должен придумывать движения и не повторять

тех, которые уже показывали до него.

«Зайка серый умывается» (Младшая группа)

Задачи: Учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

 

Ход игры: Дети становятся перед воспитателем полукругом и все вместе произносят:

                           Зайка серый умывается,

                           Видно в гости собирается.

                           Вымыл носик, вымыл хвостик,

                           Вымол ухо, вытер сухо.

 

В соответствии с текстом стихотворения дети выполняют движения, прыгают на двух

ногах, продвигаясь вперед – «направляются в гости».

«Лохматый пес» (Младшая группа)

 Задачи: Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление

движения.

 

Ход игры: Один из детей изображает пса; он ложится на коврик, голову кладёт на

протянутые руки. Остальные дети тихонько подходят к нему со словами:


Вот лежит лохматый пёс,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.


Пёс вскакивает, начинает лаять. Дети разбегаются. Пёс гонится за ним.


Подвижная игра «Тишина» (Младшая группа)

Цель: упражнять детей выполнять ходьбу в колонне по одному.

Ход игры: Ходьба в колонне по одному в обход площадки за воспитателем и совместное

проговаривание строчек стихотворения: Тишина у пруда, не колышется трава. Не шумите,

камыши, засыпайте, малыши. По окончании стихотворения дети останавливаются,

приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Через несколько секунд воспитатель

произносит громко: «Ква-ква-ква!» - и поясняет, что лягушки разбудили ребят, и они

проснулись, поднялись и потянулись.

Подвижная игра «Пузырь» (Младшая группа).

Задачи: упражнять детей вставать в круг, действовать в соответствии с текстом

стихотворения, использовать всю площадь зала. Ход игры: Дети вместе с воспитателем

берутся за руки и образуют небольшой круг, становясь плотно друг к другу. На слова:

«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!» дети отходят

назад, держась за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!». По

этому сигналу малыши опускают руки приседают на корточки, произнося: «Хлоп!».

Можно после слов «Лопнул пузырь!» предложить детям, не разрывая рук, двигаться к

центру круга, произнося при этом «ш-ш-ш» (воздух выходит). После чего снова «надувать

пузырь».

«Мы веселые ребята» (Старшая группа).

Задачи: Упражнять в беге в различных направлениях, закрепить умение двигаться

быстро, не наталкиваясь друг на друга, развивать ловкость. 

Ход игры: Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними

проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку

от детей, примерно на середине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный

воспитателем или выбранный детьми. 

Дети хором произносят текст: 

Мы веселые ребята, любим бегать и играть. 

Ну, попробуй нас догнать: раз, два ,три – лови! 

После слова «лови!» дети перебегают на другую сторо6ну площадки, а ловишка догоняет

их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается

пойманным и садиться возле ловишки. 

После двух-трех перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый. 

Воспитатель следит за тем, чтобы дети не скандировали текст, а произносили его

выразительно.

«Карусель» (Старшая группа).

Задачи: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный

тонус.


Описание. Инструктор предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч

(находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети

берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу.

Воспитатель говорит:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

Ахтямова НВ