-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2020
«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС»
Речевое развитие ребёнка в соответствии с ФГОС ДО является одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования.
Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. Не
менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или
социально-коммуникативное. Но, возможно ли полноценное развитие детей в любой из
этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной
деятельности? Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений.
Поэтому о месте речевого развития в полноценном формировании личности не стоит и
спорить.
Научить ребенка владеть речью как средством общения и культуры – главная наша
задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не
испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы
их речь была понятна окружающим. . Мы формируем правильную устную речь детей на
основе овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы
ребенок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат и всегда готовы
вступить с ним во взаимодействие.
Для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-
тематическом планировании работы. Например, сейчас мы реализуем тему: «Осень».
Какие слова должны пополнить словарь детей, если мы разумно организуем работу?
Наша связная речь состоит из двух частей – диалога и монолога. Строительным
материалом для нее является словарь и освоение грамматического строя речи.
Грамматический строй, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения, ребенок
усваивает на слух, осмысливая речь взрослых. Кроме этого мы проводим специальные
упражнения, помогающие детям усвоить наиболее сложные конструкции. Например, игры
«Что было бы…»(усвоение согласовательного наклонения), «Чего не хватает?»
(употребление существительных в родительном падеже).
Ребёнок осваивает речь, начиная со звукового строя языка.
Темп усвоения звуков у каждого ребёнка свой, но к пяти годам основания к
тому, чтобы чётко и внятно произносить все звуки родного языка есть практически у
каждого здорового дошкольника. В ФГОС этот компонент называется «Развитие звуковой
и интонационной культуры речи, фонематического слуха» и предполагает, что ребёнок
усваивает интонационный строй родного языка, систему ударений, произношение слов и
умение выразительно говорить, читать стихи.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки
обучения грамоте. Вся наша работа по развитию речи в детском саду подготавливает
ребёнка к школе, где необходима правильная устная речь, умение слушать других,
вникать в содержание их речи. Речь уже в детском саду становится предметом анализа
детей, что представляет для них серьезную трудность из-за особенностей мышления.
Эти компоненты реализуются во всех группах в течение всего времени пребывания
детей в детском саду, а не только в ходе НОД.
Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрируется с каждой из
четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию
высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного,
художественного и физического развития.
Большое внимание ФГОС уделяет созданию предметно-развивающей среды. Если
мы посмотрим пункты 3.3.2. и 3.3.3., то увидим, что предметная среда должна
обеспечивать условия для совместной деятельности и общения. При этом среда создается
с учетом возрастных особенностей детей и направлена на реализацию программы.
Главное – ребенок должен слышать чистую русскую речь, обращенную к нему
лично, а не только пассивно выслушивать указания воспитателя обращенные ко всей
группе. Он должен иметь возможность поговорить с воспитателем, спросить о важных для
него вещах и на это всегда должно быть время у педагога. Мы должны обеспечить
каждому ребенку достаточную речевую практику и в быту, и в процессе обучения.
Завершая сегодняшнее обсуждение, хочется ещё раз подчеркнуть, что овладение
речью в дошкольном возрасте – одна из наиболее
трудных и в тоже время основных задач дошкольного развития.
Ахтямова НВ
Поделиться в социальных сетях: